Лед для творчества детей и взрослых

Порой для реализации нашего неукротимого творческого потенциала необходимо всего три вещи: фантазия, желание творить и подручные средства. В нашей статье мы расскажем вам, что можно сотворить из такого подручного средства, как лед...  

Лед - довольно интересный материал как для занятий с детьми, так и для самих взрослых...  

Начнем, пожалуй, с наших маленьких исследователей. Их любопытство – первый шаг к творчеству, а многочисленные вопросы – настоящие научные эксперименты, которые дают ответы и бесценный жизненный опыт. Знакомство с состояниями воды происходит у детей в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает на прогулку в зимнее время. Взрослые просто говорят, что это снег, это снежинки, это лед, это сосульки. Ребенок растет и уже привычные для него понятия обрастают вопросами: а что такое снег? а откуда берутся снежинки? и кто же сделал лед? А мы ищем на них ответы. И здесь взрослые могут блеснуть своими настоящими научными познаниями! Возьмите лист бархатной бумаги и покажите во время снегопада, какими бывают снежинки. Разные по размерам и форме. Красота! Подержали горстку снега в ладошке… Куда же он исчез? Превратился в капельки воды! А вот искрящийся на солнце лед! Это вода, которая замерзла. Пришла пора научного обоснования с настоящей демонстрацией. Наглядно, увлекательно, познавательно!  

Превращаем воду в лед. Берем небольшие емкости, форму для льда или пакет для замораживания. Заполняем водой и ставим в морозилку. Периодически заглядываем в морозилку и видим, что сначала вода замерзает снаружи, а потом только внутри. С этим справились. Что происходит со льдом на воздухе. Уже знаем – тает. А что нужно, чтобы он растаял? Ищем ответ и для этого берем три кубика льда. Поставим одно блюдечко со льдом на солнышко на улицу, другое на улице в тень и третье оставим в комнате. Наблюдаем, где быстрее растает. А затем рассматриваем другую среду, где может таить лед и соответственно где быстрее. Для этого лед помещаем в теплую и холодную воду.  

А куда же девается вода?- можно услышать вопрос. Отвечаем. Берем лед, ставим на огонь. Тает и закипает. Пар! Это что конечное состояние? Спрашиваем и отвечаем. Накрываем емкость крышечкой и капельки воды, образовавшиеся от пара можно собрать и … снова заморозить.  

А для детей постарше можно продемонстрировать настоящие опыты и …показать настоящие чудеса. К примеру, лед в кипящей воде. Мы то знаем, что в кипятке лед тает. Проверяем. Для этого берем лед, пробирку, спиртовую горелку и грузик. Наполняем пробирку водой, погружаем в нее лед, прикрываем его грузиком (медный или свинцовый), при этом вода должна иметь свободный доступ ко льду. Пробирку приближаем так к горелке, чтобы пламя касалось лишь верхней части пробирки. Когда вода закипит, мы увидим, как начнет выделяться пар, но лед таять не будет! Вот так фокус – вода кипит, а лед не тает! Чудо, да и только!  

На самом деле лед не тает потому, что вода кипит сверху, а не на дне пробирки. Т.е. лед не в кипятке, а под кипятком. При кипении вода расширяется и от тепла не опускается на дно пробирки, остается в верхней части пробирки. Все движение будет происходить в верхней части пробирки, не захватывая нижних слоев, поскольку тепло может передаваться вниз только лишь благодаря теплопроводности, но теплопроводность воды чрезвычайно мала.

А вот еще интересно-познавательный эксперимент. Охлаждение жидкости льдом. Возьмите две чашки с горячим напитком, тем, который нравится ребенку. Одну поместите на лед, другую под лед. Через некоторое время при помощи своих ощущений (пальчика или языка) пусть малыш проверит, где быстрее остыла жидкость. А холоднее будет та, которая была подо льдом. Размышляйте почему? Потому, что охлажденная жидкость быстрее опустится вниз!  

Помните, мы уже рассматривали снежинки? Снежинки – это маленькие кристаллики, которые образуются при низких температурах. Пришло время посмотреть, как они образуются! Для этого потребуется мыльный раствор и соломинка. Желательно в сильный мороз выйти на улицу и выдуть мыльный пузырь. На пленке воды будут образовываться снежные узоры, и расти на глазах. Так же можно показать, как образуется иней. Вынесите на улицу емкость с кипятком и накройте ее крышкой. Осевшие капельки пара на крышке, замерзая, превратятся в иней.            

Можно поиграть с детьми в Деда Мороза и собственноручно создать морозные узоры на стекле. Для этого нужно будет взять миску с горячей водой, стекло или пластик, кисточки различной толщины. Выйдя на улицу, нанесите кисточкой различные линии на сухую поверхность стекла или пластика. Только не стоит проводить несколько раз линии по одному и тому же рисунку, пока вода не застыла. Вот когда картина замерзла, линии можно сделать более толстыми.            

Ну, вот теперь, когда было проделано несколько «научных открытий» и получены «немалые знания», пришло время вам спросить у малыша, а, может, он знает, откуда берутся сосульки? Наверняка он точно укажет, где они появляются – на крыше. А дальше рассуждаем вместе. Что нужно для образования сосулек? Вода, поверхность, с которой она будет стекать и температура, при которой она будет замерзать. Все это и получается, когда при минусовой температуре солнышко на наклонной поверхности крыши нагревает снег до температуры выше нуля, капельки воды стекают вниз и на краю крыши начинают замерзать, потому что здесь температура ниже нуля.  

Уж коли речь зашла о сосульках, то мы-то знаем, что дети наверняка пробовали их на вкус, и, могли бы сказать, что лед «чистый». А теперь предложим им сделать лед со вкусом и посмотрим, что из этого получится. Возьмем обычную воду, сладкую и соленую. Замораживаем воду и раскалываем кубики льда. Прежде чем дать попробовать ребенку лед на вкус спросите, как он думает, остался ли лед со вкусом воды? Наверняка, он ответит «да». А теперь пришло время дегустации. И каково же удивление – лед безвкусный. Замерзая, вода освобождается от солей и сахара. И для большей убедительности можете рассказать об «пресных» айсбергах в соленой воде.  

При знакомстве со льдом можно ребенку объяснить и показать, что лед прозрачный, можно увидеть, что находится в луже подо льдом, в том случае, если она не припорошена снегом. Показать, что лед ломкий, хрупкий, с острыми краями. Можно самим дома сделать «лужу». Положите на дно емкости камешки, палочки, орешки и т.д., залейте водой и заморозьте. И увидите, кто живет подо льдом!      

А теперь можно непосредственно переходить к работе со льдом:творить, выдумывать, пробовать.      

Невероятно просто делаются и очень эффектно выглядят ледяные подсвечники. Берем пластиковый стаканчик, наливаем в него воду, предварительно окрасив ее в любимый цвет самой обычной акварельной краской, и сверху аккуратно погружаем плавающую свечку. Далее помещаем в морозильник, а через несколько часов достаем готовый ледяной подсвечник со свечкой внутри. Остается только срезать с него пластиковый стаканчик. Для большего эффекта можно послойно замораживать окрашенную воду.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Вы здесь: www.BarIce.ru Информация Статьи Информация Статьи Лед для творчества детей и взрослых